Библиотека школы является структурным подразделением учреждения образования, призванным накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, она также является для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информационно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как основе формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, библиотека гимназии способствует распространению грамотности и общему развитию личности ребенка.
Миссия библиотеки:
Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе; создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса
Цель работы библиотеки:
Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса.
Основными задачами библиотеки являются:
обеспечение доступа к информации участникам образовательного процесса посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях (бумажном, магнитном, цифровом, коммуникативном);
обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогических работников
оказание информационной поддержки педагогическим работникам школы в повышении методического и педагогического мастерства;
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
создание медиа-библиотечной среды как сферы медиа-образования со специальными средствами и методами.
оказание консультационной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении информации;
совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
Участие в работе педагогического коллектива над единой учебно-воспитательной темой в 2023/2024 учебном году:
-путём поиска специальной научно-методической литературы;
-составлением рекомендательных списков;
-участием в подготовке материалов к родительским собраниям и педсоветам;
-созданием комфортных условий для индивидуальной работы
гимназистов в библиотеке в режиме читального зала.
Совместная работа с педагогами по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы.
Осуществление пропаганды государственной идеологии среди обучающихся через формирование чувства любви и уважения к своей Родине, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям, творческое и инициативное отношение к труду и общественной жизни, развитие навыков здорового образа жизни путём использования различных форм и методов библиотечной работы.
Помощь педагогическому коллективу в углублении знаний детей по предметам, расширение читательского кругозора учащихся, повышение имиджа читающего человека путём информационно-библиографической поддержки, через организацию тематических книжных выставок.
Совершенствование нетрадиционных и традиционных форм индивидуальной и массовой работы, основанной на личностно-ориентированном подходе к ребёнку.
Своевременное информационное обеспечение методической работы в школе поступающими в библиотеку новинками научно-популярной и психолого-педагогической литературы.
Повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы.
Приобщение пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения.
Приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ
Библиотека оснащена столами для читателей на 10 посадочных мест, 16 стеллажами, выставочными шкафами, кафедрой для работы библиотекаря. Книгохранилище учебников расположено отдельно.
Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, методической, художественной литературой, периодическими изданиями с учетом современных задач образовательного процесса и пожеланий пользователей, а также учебниками и учебными пособиями. И
В 2023/2024 учебном году в школе - 11 класс-комплектов с числом учащихся 95 человек.
Контрольные показатели 2023/2024
Всего читателей |
Книгавыдача |
Посещения |
|
113 |
Всего |
На бел. языке |
3031 |
113 |
1711 |
1320 |
3031 |
Читаемость: 5,2; посещаемость: 4.8
За год получено:
Книг (социально-значимых) - 44 экземпляра, учебников – 336 экземпляров.
Основные функции библиотеки гимназии: – образовательная, информационная, культурная.
Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития гимназии.
Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
Библиотека принимает участие в формировании грамотного, компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей.
Сегодня библиотека гимназии ведет работу по содействию в формировании информационной компетентности учащихся и развитии их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в различных форматах, развитию специфических умений и навыков информационно-поисковой деятельности и использования традиционных и электронных библиотечных фондов и инструментов.
Библиотека – один из самых востребованных кабинетов в школе. Каждый день на абонементе обслуживаются в среднем от 10 до 20 человек. Обучающиеся обращаются к энциклопедической и справочной литературе, готовят сообщения, доклады, рефераты. Для этой работы в библиотеке созданы комфортные условия: это и 10 посадочных мест читального зала.
Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
Библиотека является непосредственным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, обучающихся и их родителей. А библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности.
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА
1.1. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ.
1.2. Библиотека комплектует фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учета фонда библиотеки (художественная, отраслевая литература);
- книга суммарного учета фонда учебников библиотеки;
- книга суммарного учета фонда электронных документов;
- инвентарные книги (10 шт.);
- инвентарная книга электронных документов;
- папки с накладными;
- папки актов списания;
- картотека учета учебников;
- журнал учета регистрационных карточек учебников;
- журналы учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
- дневник работы школьной библиотеки;
- план и отчет работы библиотеки;
- списки выдачи учебников по классам;
- читательские формуляры.
Библиотека осуществляет работу по формированию заказа учебников (одно из основных направлений работы библиотеки), начиная с начала учебного года.
Пополнение библиотечного фонда происходит за счет приобретения социально-значимой литературы. Так, за прошлый учебный год было получено 44 экземпляров книг.
В библиотеке оформлена подписка на 6 названия периодических изданий Республики Беларусь.
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ФОНДА.
Библиотечный фонд – основа библиотеки. Он позволяет полно и качественно удовлетворять информационные потребности пользователей. Библиотечный фонд как один из наиболее стабильных элементов информационной системы формируется десятилетиями.
Повышение степени удовлетворения информационных потребностей пользователей, и соответственно, улучшение результатов библиотечной работы непосредственно связаны с увеличением эффективности использования библиотечного фонда.
Изучение фонда библиотеки помогает спрогнозировать перспективы её развития. Оптимально сформированный фонд позволяет нам эффективно удовлетворять разнообразные, постоянно меняющиеся потребности читателей.
В школьной библиотеке представлено ядро книжного фонда, в состав которого входят признанные произведения мировой художественной классики, художественные произведения, вошедшие в золотой фонд детской литературы, универсальные и отраслевые энциклопедии, словари, справочники
В процессе изучения фонда мы решаем, какие издания следует оставить в фонде, что делать с изданиями, не пользующимися спросом, какими изданиями доукомплектовать фонд.
Традиционный и эффективный метод изучения использования конкретных изданий – анализ книжных формуляров. Данный анализ даёт точные сведения о том, выдавалось или нет данное издание читателям и сколько раз.
Размещение фонда (расстановка фонда) – порядок размещения документов на стеллажах, определяемый методикой обслуживания читателей, составом и величиной фонда, назначением. В библиотеке школы применяется систематическая расстановка библиотечного фонда. В её основе лежат таблицы библиотечно-библиографической классификации (ББК) для детских и школьных библиотек.
Открытый доступ – лицо библиотеки, создаётся он, прежде всего для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нём, чтобы найти необходимую литературу.
При расстановке книг на полках открытого доступа мы учитываем возрастные особенности читателей. Литература для каждой возрастной группы расставляется отдельно: 7-8 лет; 9-13, 14-16 лет.
Читатели 1- 4 классов сами выбирают книги на полках открытого доступа. Систематически-алфавитная расстановка фонда детской литературы применяется в сочетании с тематическими и жанровыми выставками.
При расстановке фонда мы соблюдаем три взаимосвязанных условия: комфортность - наглядность - доступность.
1.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДА.
Сохранность библиотечного фонда включает комплекс мероприятий по обеспечению безопасности фонда, оптимальных условий его хранения и использования. Сохранность фонда, в первую очередь, зависит от его размещения и использования. Грамотное месторасположение фонда и учет выдачи документа, является гарантией того, что он не будет утрачен или поврежден.
Библиотека размещает на полках новые издания, а так же издания, не потерявшие эстетический вид, отремонтированные. Опрятно выглядящий фонд, воспитывает уважение к библиотеке, к книге. Для соблюдения санитарно - гигиенического режима в библиотеке ежедневно проводится проветривание, раз в месяц - влажная уборка книжных стеллажей (санитарный день).
Одним из важнейших факторов сохранности фонда является ремонт документов. Бережное отношение к книгам мы начинают воспитывать с первого класса. При записи в библиотеку проводим беседу о правилах пользования библиотекой, выдаём читателю памятку – закладку с правилами пользования библиотекой, учебниками. При выдаче книги напоминаем о бережном отношении к ней, сроках возврата.
Проверка книг и журналов, сдаваемых читателями на целостность, происходит регулярно.
Испорченные издания изымаются из фонда для ремонта или (при невозможности) для списания.
Контролируется своевременный возврат в библиотеку выданной литературы, регулярно осуществляется ремонт книг с привлечением учащихся в каникулярное время
Во время каникул проводится анализ формуляров читателей за четверть с целью выявления должников и составления их списков. Регулярно (в течение года) ведётся работа с должниками: составляются списки должников по классам; звонки - напоминания по телефону о возврате книг; выдача справок (обходные листы выпускникам школы).
ФОНД БИБЛИОТЕКИ школы организован так, что для учащегося создана функциональная информационная среда, в которой наш юный читатель чувствует себя свободно, уверенно, комфортно, непринуждённо.
Исходя из читательских интересов, библиотека сама определяла подборку литературы и оформляла стеллажи в открытом доступе.
Формирование библиотечных фондов – непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Колоссальный потенциал знаний, заключенных в библиотечном фонде, играет важную роль в обеспечении информационной жизни педагогического коллектива, в подготовке юного человека к взрослой жизни.
РАБОТА С ФОНДОМ УЧЕБНИКОВ
Фонд учебных пособий находится в отдельных стеллажах , расстановка произведена по классам.
До 02.09.2023г. все учащиеся и педагоги учреждения образования были обеспечены учебниками. Своевременно был сдан отчет в УО района об оплате за пользование учебниками.
Списание проводилось регулярно согласно требованиям нормативных правовых документов. Своевременно заполняются журналы учёта, корректируется картотека учёта учебников.
В январе проведена сверка данных о наличии фондов с данными бухгалтерии.
В феврале-марте проведены рейды «Дай учебнику шанс!», велась работа по сохранности фонда библиотеки среди учащихся, педагогического коллектива и законных представителей учащихся.
Заполнен «Банк данных учебников и учебных пособий» (май), проанализирован состав фонда школьных учебников с целью обеспечения учебниками учащихся на новый учебный год.
С целью обеспечения сохранности учебников заведен журнал выдачи учебников с подписями классных руководителей о полученных учебных пособиях.
27 – 31 мая были собраны учебники у первоклассников и десятиклассников. Выпускные классы (9-е и 11-е), учебники сдадут по окончании экзаменов.
Остальные классы получили учебные пособия на новый учебный год. Возврат и выдача учебников производились в соответствии с графиком.
В данное время ведется работа с задолженностью по учебникам и художественной литературе, принимаются меры по обеспеченности учебниками учащихся и педагогов на следующий учебный год.
1.5. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Библиотекарь отвечает за соблюдение пожарной безопасности, эвакуацию и оказание первой помощи в библиотеке. Первичные средства тушения пожара (огнетушитель) содержатся в исправном состоянии, включая наличие табличек с номером контактного телефона для вызова пожарной охраны в помещениях библиотеки (хранилища учебников).
2. ИНФОРМАЦИОННО - БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ РАБОТА
2.1. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ пользователей.
В течение года были оформлены и проведены книжные выставки. К примеру, цикл книжно - иллюстративных выставок "Литературный календарь" постоянно обновлялся и пополнялся. Была представлена литература (46 книг – юбиляров) для всех возрастных групп: малышей, учащихся средних и старших классов гимназии, а также для учителей.
ко Дню единения народов Беларуси и России: «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»,
«Чернобыль: след черного ветра» - день памяти аварии на Чернобыльской АЭС,
«О здоровье знаем всё»,
«Информационные ресурсы библиотеки - учителю»,
«И помнит мир спасенный».
«Мова маіх продкаў згінуць не павінна» - к Международному дню родного языка.
Постоянно организовывались выставки к памятным датам, праздникам, часам информирования, к праздникам: День матери, День пожилого человека, и многие другие. Особое внимание уделялось выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Мы предлагали читателям краткую биографию писателя, презентовали его книги, проводили викторины, конкурсы рисунков, литературные игры.
Систематически пополнялись тематические папки на бумажной основе «Мы выбираем здоровье!», «Известные люди Речицкого района», «Паходжанне вески». «Писатель- выпускник нашей школы Андрей Сидорейко»
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся
В течение учебного года проводились уроки информационной культуры, на которых первоклассники знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг, с правилами поиска нужной книги, а ученики четвертых-пятых классов учились навыкам работы со справочным аппаратом библиотеки.
2.4. РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ (реклама библиотеки, фонда, услуг).
Информация о проводимой работе (правила пользования библиотекой, план работы, поступлении новой литературы, массовых мероприятиях, выдаче и приеме учебников, книжных выставках, акциях) также доступна для изучения на стенде «Библиотечный мир».
В течение учебного года информация, размещенная на стенде, регулярно обновлялась в соответствии с календарём литературных и памятных дат, а также своевременно вывешивались объявления о выставках и мероприятиях, проводимых в библиотеке
Традиционно ведется работа по созданию и распространению рекламных листовок с целью привлечения учащихся к чтению и пропаганды здорового образа жизни.
В 6-ой школьный день с пользователями библиотеки были сделаны книжные закладки «Фишка для любимой книжки», на обороте каждой были написаны рекомендации по чтению литературы.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ (общение с читателями). ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Проведена перерегистрация читателей библиотеки. В октябре - ноябре записаны в библиотеку учащиеся первого класса. С ними проведена беседа о правилах поведения в библиотеке и о сохранности книг.
Активнее всех на абонементе были учащиеся 1- 4-ых классов, они регулярно производили обмен книгами, как самостоятельно по интересам, так и по заданию учителя.
На протяжении года библиотека обслуживала все категории пользователей, проводила массовые мероприятия, оформляла книжные выставки. В шестой школьный день работала по отдельному плану. В каникулярный период также велась работа по своему плану.
В рамках Года Мира и Созидания оформлена книжная выставка, проведен ряд индивидуальных тематических бесед.
К выставке по здоровому образу жизни. библиотека подготовила высказывания мудрых людей о здоровом образе жизни, притчи на данную тему. Был выпущен проспект. Работа получилась интересной и качественной как для пользователей, так и для нас взрослых.
Для детей младшего школьного возраста прошли уроки информационной культуры – знакомство с историей книги и библиотеки, громкие чтения по средам для начальных классов, литературные часы, информационные обзоры, оформлены книжные выставки.
Целью всех этих мероприятий являлось знакомство юных читателей с творчеством писателей, а также приобщение к миру детской литературы.
От пользователей поступали запросы различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке к урокам, внеклассных мероприятий, написании докладов, рефератов, научных работ. Активно работали мы и с выдачей художественной литературы по школьной программе.
В 2023/2024 учебном году 14-летним учащимся были вручены подарочные наборы «Я - грамадзянін Рэспублікі Беларусь».
3.1. МАССОВАЯ РАБОТА (привлечение учащихся к систематическому чтению, мероприятия по пропаганде различных видов документов, мероприятия в помощь учебному процессу, уроки внеклассного чтения, работа клубов и кружков).
Культурно-досуговая работа включает в себя выставки, акции, массовые мероприятия и другие виды деятельности, направленные на привлечение обучающихся к чтению.
Библиотекой были организованы и проведены разнообразные книжные выставки, просмотры литературы на различные темы.
В течение учебного года было организовано 34 книжных выставки к различным памятным датам, событиям и праздникам.
«Новый год в библиотеке» – организована книжная выставка и оригинальное оформление библиотеки к Рождественским праздникам.
«Первый в жизни выбор» - обзор журнала «Кем быть?», ответы на анкету о будущей профессии – тема одной из суббот в библиотеке для семиклассников.
Были подготовлены и проведены мероприятия:
В рамках года Мира и созидания проведен ряд тематических бесед и мероприятий
- «Зямля, дзе пачаўся мой лёс» (книжная выставка)
- «Мой родны кут, як ты мне мілы» (заочное путешествие).
Кроме этого:
- «Пакуль памятаем-жывем» - патриотический час, посвященный дню освобождения Речицкого района от немецко-фашистских захватчиков;
- «Память и боль Афганистана » – выставка – презентация к годовщине вывода советских войск
- К Международному дню снеговика – книжная выставка и оригинальное оформление входа в библиотеку – каждый пришедший нарисовал своего снеговика, собрав портреты снежных красавцев, была оформлена дверь в библиотеку.
- “Паштоўка для мамы”: акцыя (павіншуй маму са святам па-беларуску) да Міжнароднага жаночага дня ў рамках праекта “Гучы, родная мова” і бібліятэчнага марафона “Гучыць беларускае слова”.
На протяжении каникулярного времени планировались и проводились викторины, выставки-просмотры, беседы и другие мероприятия с пришкольным лагерем.
Удачно прошли громкие чтения «Зимней, сказочной порой почитаем мы с тобой», после которых отряд вырезал снежинки небывалой красоты!
В дню Великой Победы ряд мероприятий были посвящены этому знаковому событию.
Прошла акция «Читаем детям о войне».
На протяжении учебного года было проведено более 20-ти различных мероприятия.
Все массовые мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на просвещение учащихся, содействующее патриотическому, нравственному, правовому воспитанию.
Библиотека активно принимает участие в общешкольных мероприятиях, оказывая техническую и информационную поддержку.
. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Оказывается помощь педагогам и обучающимся в подготовке уроков с использованием информационных технологий
УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ (повышение квалификации, планирование и отчетность, координация работы с другими организациями и учреждениями).
С целью формирования и совершенствования профессиональной компетентности библиотекарь участвует в работе районного методического объединения.
Районное методическое объединение школьных библиотекарей осуществляет проведение методической и консультативной работы по направлениям библиотечного дела, работе с учебной литературой.
Библиотека активно сотрудничает с коллегами района. Регулярно производится обмен учебниками и учебными пособиями.
Проанализировав работу библиотеки за 2023/2024 учебный год, можно сделать вывод, что задачи, поставленные на год, в полной мере выполнены, проведены все запланированные мероприятия. Отметив положительные моменты и выявив недостатки, целесообразными можно считать следующие рекомендации:
- продолжить работу по формированию у читателей отношения к библиотеке как к информационному центру, центру духовной культуры;
- разнообразить приемы и методы повышения интереса к чтению учащихся;
- активизировать работу по приведению в порядок книг, пособий, журналов, требующих ремонта;
- активизировать работу по выявлению и списанию литературы по ветхости;
- продолжить внедрение в работу библиотеки новых информационных технологий.
Изыскивать возможности для пополнения фонда библиотеки новыми современными изданиями художественной, отраслевой литературы, а также электронными средствами обучения, улучшать материально-техническую базу.